воскресенье, 27 марта 2022 г.

27 марта родился АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО


АБСУРДИСТ С ЮГА
27 марта в Севастополе родился АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО (1881-1925) – русский писатель.

«Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днем моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чем здесь еще какой-то праздник?» (Аркадий Аверченко).

В чем же была принципиальная новизна аверченковской сатиры? Об этом никто еще пока не задумывался. Очень многие, кстати писали о том, что в эпоху, когда в литературе царствовала мрачность, убийства, больная эротика, когда в юмористике единственной дозволенной темой была теща, Аверченко вдруг внес в литературу запас своей южной, харьковской, своей прекрасной жизнерадостности. Когда я, кстати, спросил Фазиля Искандера, тоже южанина, почему российские сатирики и юмористы, начиная с Гоголя, сплошь южане, приехавшие на север, он ответил очень справедливо: «А что еще делать южанину, приехавшему оттуда, где все друг другу рады, на севере, где каждый друг друга встречает болезненной гримасой. Юмор здесь становится единственной самозащитой». Нужно сказать, что юмор Аверченко — это действительно своего рода самозащита. Я рискну сказать, что юмор не социальный, не ситуативный, не словесный даже, это юмор онтологический, рискнул бы я сказать, юмор абсурдистский" (Дмитрий Быков).
******

27 марта 1881 года в Севастополе родился русский писатель, театральный критик, журналист, издатель Аркадий Тимофеевич Аверченко, один из самых известных сатириков своего времени.



С 1 апреля 1908 года стал издавать журнал «Сатирикон», «Новый Сатирикон» и книги (около 20-ти), имевшие у читателей огромный успех.
Советская эпоха относилась к юмору сурово: в августе 1918 «Новый Сатирикон» был запрещен, и Аверченко бежал на белогвардейский Юг, где опубликовал книги «Дюжина ножей в спину революции» (1921) и «Смешное в страшном» (1923).
В 1922 году поселился в Праге, где умер сорока трёх лет - в 1925-м.




Комментариев нет:

Отправить комментарий